Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Экскурсия в Ропшинский дворец

Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Сегодня я проведу для вас особенную экскурсию. О ее уникальности вы можете судить сами.

Если спросить специалиста по истории Петербурга о том, какой из архитектурных памятников города или окрестностей является самым вопиющим примером безразличного отношения к прошлому, в девяти случаях из десяти вы услышите ответ “Ропша”. «Среднестатистическому» же петербуржцу это название ничего не говорит. В крайнем случае, могут вспомнить, что именно там был убит Пётр III. На этом знания обычно обрываются. Бывшая императорская усадьба превратилась в обычный посёлок. Ничто не напоминает, что совсем недавно Ропша отметила свой 500-летний юбилей.

Ропша – утопающее в зелени заброшенного парка небольшое поселение в 20 км к югу от берега Финского залива и в 49 км к юго-западу от Санкт-Петербурга. Она расположена в северной части Ижорской возвышенности на так называемых Ропшинских высотах. Ропшинские высоты - территория, на которой первые поселения появились в глубокой древности в эпоху неолита (5-6 тыс. лет назад). Коренное население этих мест - прибалтийско-финские племена: чудь, водь, ижора, селились по берегам рек и занимались охотой и рыболовством. В VIII-IX веках в этих местах появляются ильменские славяне, изменившие облик края, так как они использовали подсечно-огневую форму земледелия, выжигая коренные таёжные леса. Название же “Храпша” (от новгородского собственного имени) упоминается в Новгородских писцовых книгах XVI века наряду с деревнями Кипень, Михайловское, Глядино, относящимися к Кипенскому погосту. Ропша издревле оказалась на бойком перекрёстке дорог: на восток – в погостный центр Дудорово; на север - к старинному поселению Стрельна, к морским причалам великого торгового пути “из варяг в греки”; на юг - в Кипень.

С 1478 года село Ропша находится в составе централизованного Московского государства, и управляет ею князь Михаль Шматов. Мы можем предположить, что первый княжеский дом находился на самом высоком месте поселка. Ведь это место с незапамятных времен называется Княжья Горка. Сегодня здесь кладбище, в центре которого мы видим руины, оставшиеся от церкви. Дата её постройки никому точно не известна. Исторические источники относят строительство её к XVIII веку, хотя серьезных исследований ценного памятника до сих пор не проводилось. Отдельные специалисты считают временем её закладки XVI век. Возможно и то, что она была первоначально освящена в честь праздника Благовещения, а также что она могла быть лютеранской. В XVII веке край оказался захваченным шведами, и Ропшинская княжеская усадьба становится собственностью вассала шведского короля генерала Гастфера (упоминания в шведских писцовых книгах 1615-1623 гг. ). На эти земли шведы насильственно переселяли подвластных им финнов, а местное население покидало деревни, что явилось причиной запустения края. Примечательно, что в окрестностях Ропши сохранились старинные курганы, называемые местными жителями “шведовыми могилами”.

Основание садово-паркового ансамбля в Ропше совпадает с периодом строительства вокруг Петербурга многочисленных загородных резиденций и усадеб с прудами и фонтанами, питаемыми Кипенскими и Ропшинскими источниками.

В 1710 году, в ходе Северной войны, Пётр I раздал своим приближённым освобождённые от шведов земли, но Стрельну, Петергоф и Ропшу оставил за собой. Церковь на Княжьей Горке была построена, по одной из версий, именно в это время и освящена в честь святых апостолов Петра и Павла.

Церковь святых апостолов Петра и Павла в 1970-е годы

Храм сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался. Сегодня, чтобы начать его возрождение, необходимы не только

Церковь сегодня значительные денежные средства – нужно перенести дальше от стен церкви некоторые могилы разросшегося за десятилетия или даже столетия кладбища. А пока богослужения совершаются в маленькой Петропавловской церкви-времянке около кладбища.

На склонах Ропшинских высот были обнаружены подземные ключи, воду которых провели к фонтанам Петергофа. В XVIII веке их считали целебными.

Один из минеральных источников в Ропше

Минеральную воду по дубовым трубам доставляли во дворец. Особым ореолом молва окружала самый сильный источник – Иордань, расположенный возле Княжьей горки. В 1710 – 1713 гг. Петр I часто приезжал в Ропшу наблюдать за строительством канала для снабжения водой петергофских фонтанов. По пути он часто останавливался в летнем путевом дворце, о котором известно, что он был “в голландском вкусе”. Первый императорский дворец больше не существует, а вот место, где он находился, мы увидим с вами через несколько минут.

Спустимся с Княжьей Горки и простимся на время с петровской эпохой. Ропша сыграла важную роль в середине XX века. В годы Великой Отечественной войны эта местность была захвачена фашистами, дворец подожжён, многие дома деревни разрушены, парк изрыт траншеями и минирован. В январе 1944 г. здесь произошла встреча танковых частей войск Ленинградского фронта, наступавших с "Ораниенбаумского пятачка" и от Пулковских высот по плану Красносельско-ропшинской операции с целью окончательного снятия блокады Ленинграда. На историческом месте встречи танкистов сооружен величественный памятник - на большом холме установлен советский танк "Т-34". Это - прославленная боевая машина, на которой танкист Герой Советского Союза Анатолий Полюткин первым ворвался в Ропшу. Также в честь этого события здесь поставили стелу с перечислением воинских частей, участвовавших в этой операции.

Позади памятника – запретная зона. За забором – охраняемый рыбный питомник, основанный еще Петром I. Говорят, что рядом с небольшим прудом здесь когда-то стоял первый деревянный императорский дворец.

В 1715 году мыза была пожалована Петром I князю-кесарю Ф. Ю. Ромодановскому, возглавлявшему Преображенский приказ и ведавшему делами по политическим преступлениям. На шумных пирах, устраиваемых новым владельцем, часто бывал и император.

Ф. Ю. Ромодановский

В 1722 году Ропша была отдана за дочерью Ромодановского и присоединена к имению М. Г. Головкина – сына петровского дипломата, имевшего недалеко от Ропши собственные владения. Есть предположение, что первый каменный усадебный дом был сооружен крепостным архитектором Иваном Андреевым при участии или содействии известного архитектора П. М. Еропкина, строившего Преображенский ансамбль в другом имении Головкина. Одновременно с усадебным домом был разбит регулярный парк с подстригаемыми деревьями и искусственными каналами. После ссылки Головкина в 1741 году в Сибирь Ропша была передана в казну, а затем приписана к царским вотчинам.

В 1748 году Елизавета Петровна даёт указание придворному архитектору Б. Ф. Растрелли: “в Роп-мызе для осмотрения места быть и учинить новому строению чертежи”.

Елизавета Петровна

Используя план “архитектурного ученика” И. Сляднева, Растрелли создал план новой царской резиденции. Предполагалось вдоль границы Верхнего парка соорудить оранжерею, возвести крестообразную в плане церковь и павильон “Армитаж” (“Эрмитаж”), соединить их с существовавшим головкинским дворцом. По осевой аллее, ведущей от дворца в Верхний парк, был запроектирован большой павильон с внутренним двором. Таким образом, выдающийся петербургский зодчий, развивая собственные творческие идеи, заложенные в других пригородных ансамблях, предполагал создать новую резиденцию, мало уступающую по пышности и многообразию сооружений другим своим творениям.

По проекту Растрелли первоначальный каменный дом должен был стать основой дворца. Намечалось соединить его галереями с Эрмитажем и церковью, устроить из Нижнего парка прямой вход в парадные залы, произвести значительные перепланировки интерьеров. Работы по осуществлению плана Растрелли велись с 1750 по 1756 г. и были прерваны Семилетней войной, однако основные перестройки уже были выполнены, а парк с сетью звёздных дорожек и прудов фигурных очертаний устроен в полном соответствии с первоначальным замыслом.

Мы вступаем в дворцовый парк сразу за петровским рыбным питомником. Здесь, у парковой аллеи, протянувшейся вдоль дворового фасада Ропшинского дворца, даже зимой не замерзает вода знаменитых источников. За ними к шоссе Красное Село – Стрельна выходит боковой фасад одного из дворцовых флигелей. Его оконные проемы замурованы.

Многие поколения местных жителей хранят предание, что именно в этом здании был убит император Петр III.

Гибель Петра III в Ропшинской резиденции 19 июля (по новому стилю) 1762 года окутана тайной.

Существует множество легенд, связанных с этой трагической историей. Например, говорят, что смерть наступила внезапно “от геморроидальных колик”. Но большинство историков склоняется к мысли, что против императора был составлен заговор. Было две группы заговорщиков. Одну из них возглавлял Никита Панин, воспитатель Павла I, сына Екатерины II и Петра III. Во главе другой стоял Григорий Орлов вместе с четырьмя своими братьями. Обе группировки сходились в необходимости свергнуть Петра III, но конечные планы их не совпадали. В подготовительных материалах для своих мемуаров, в набросках о низложении Петра III Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова писала: “Одни желали, чтобы это совершилось в пользу его сына, другие в пользу жены”. После смерти Петра III усадьба была надолго заброшена, а в 1764 г. она была подарена Екатериной II графу Г. Г. Орлову.

Екатерина II Пётр III

Дошедший до наших дней комплекс Ропшинской усадьбы приобрёл свой окончательный облик в 1785-1801 гг. при новом его владельце – банкире И. Л. Лазареве (Ованасе Лазаряне), привлекшем для проведения различных перестроек в современном тому времени вкусе архитектора итальянца Антонио де ла Порто и талантливого инженера Г. Энгельмана, а также известных зодчих Ю. М. Фельтена, Е. Т. Соколова, С. П. Берникова, Л. И. Руска. Перестройка дворца, к которому мы направляемся, затронула и все примыкавшие к нему строения. Были разобраны обветшавшие Эрмитаж и церковь, а также лестница в Нижний парк. Сохранился лишь планировочный приём – дворец как соединительное звено между Верхним и Нижним парками. После перестройки интерьеры Ропшинского дворца приобрели лучшие черты развитого русского классицизма. В их оформлении принимали участие такие известные мастера, как живописцы П. Скотти и академик В. О. Медичи, архитектор Л. И. Руска, проф. А. Л. Роллер и др.

Под руководством “садовых дел мастера” Томаса Грея в Ропше создаётся пейзажный парк с системой водоёмов и каскадов, с партером-террасой. У дворца высаживаются дубовые, ясеневые и еловые рощи. По берегам пруда компонуются декоративные группы ивы, берёзы, ольхи с учётом их колоритного контраста в разные времена года. Именно в этот период строятся гранитные причалы, крутые (“горбатые”) арочные мостики. По самой границе парка устраивается ограда из туфа, а рядом с дворцом сооружается фонтан-грот “Рушник” с системой каскадов. С XIX века Ропша превращается в столичный пригород, куда приезжали члены царской семьи на охоту и рыбную ловлю.

После революции Ропшинское имение было национализировано. В годы советской власти на этой территории создаётся рыбхоз “Ропша” и Всесоюзный рыбный питомник, а также животноводческий совхоз “Октябрьский”.

Всё, что пережила Ропша за свою историю, не могло не сказаться на нынешнем состоянии дворца. Сейчас он перед нами, и вы видите, что бывшая царская резиденция находится практически в руинах. Ещё в XIX веке на одном из архивных документов сохранилась резолюция: “Упоминание о Ропше неугодно”. Убийство императора “тёмным пятном забвение легло на прекрасные парки и роскошный дворец”. В путеводителях и в наши дни о Ропше ни слова. В справочниках скупая информация: “Бывшая императорская резиденция в Ропшино, архитектор Еропкин, Растрелли. Дворец находится под эгидой ЮНЕСКО и охраняется государством”. На деле охрана есть только у минеральных источников, ведь сегодня это по-прежнему источник питьевой воды, за которой приезжают из всех ближайших деревень.

Никакой заботы о дворце не заметно. От интерьеров остались лишь кованые гвозди. От фасада – лишь рассыпающиеся коринфские капители. От забора – несколько десятков досок. Но давайте попробуем представить, как же выглядел дворец раньше.

Парковый фасад двухэтажного дворца на высоком гранитном цоколе был украшен портиком гармоничных пропорций, поставленным на немного тяжеловатую аркаду второго этажа. Далеко выступающая из стены центральная часть его имела дополнительный этаж, круглые окна которого были скрыты колоннадой. Кроме того, она была приподнята на широкую парадную лестницу. Простота и строгость свойственны были противоположному фасаду (со стороны двора), по всей длине расчленённому прямоугольными окнами с накладными треугольными фронтончиками на втором этаже. Здесь центр был акцентирован фронтоном, поддерживаемым широким выступающим карнизом.

Весьма скромные интерьеры дворца были первоначально отделаны декоративными тканями, но среди строгих, даже мрачноватых покоев выделялся центральный Парадный зал. Светло-розовые стены его расчленялись стройными пилястрами, над входами и выходами размещались десюдепорты – лепные панно из орнаментов и аллегорических фигур, олицетворяющих виды искусства. Цилиндрический потолок плавного очертания с кессонами, орнаментами и розетками завершал убранство зала. Тонкий вкус проявился также в исполнении изразцовых каминов в разных помещениях дворца, в фигурных литых решётках, в оформлении лестниц, во всём убранстве, талантливо исполненном безвестными мастерами.

Вот так выглядел дворец раньше. Парадоксально, но он сравнительно благополучно пережил все бури XX века. Без особого ущерба для дворца прошли страшные бои осени 1919 года между частями Красной Армии и войсками Юденича, притом, что в ходе этих боёв Ропша неоднократно переходила из рук в руки. Здесь в годы Великой Отечественной войны располагались штаб 58-й германской пехотной дивизии и контрразведка “Абверкоманды 104”. Затем последовали освободительные бои 1944 года, и вновь дворец отделался сравнительно небольшими повреждениями. После войны он был приспособлен для нужд воинской части. Ропшинский дворец был доведён до катастрофического состояния в спокойные времена застоя и ранней перестройки. В 1981 году он был передан на баланс научно-производственного объединения “Промрыбзавод”. Поколение сорокалетних еще хорошо помнит паркеты и отделку парадных дворцовых анфилад. А в 80-е годы изразцы печей, паркеты, сохранившиеся лепные детали постепенно исчезли. Затем, уже в 1990-е, был пожар. Бомжи пришли сюда и, оставшись ночевать, забыли потушить костёр.

Безусловно, дворец был не единственным сооружением исторического значения в Ропше. Совсем недалеко располагалась Ропшинская бумажная фабрика. Давайте познакомимся с ней. Это редкий памятник русской промышленной архитектуры конца XVIII века, который удачно сочетается с садово-парковыми сооружениями. Фабрика построена по проекту Ю. М. Фельтена в 1788-1794 гг. архитектором С. П. Берниковым после того как инженеру Г. Энгельману удалось поднять уровень воды в Ропшинских прудах.

Здание фабрики в нынешнем виде главным трёхэтажным фасадом обращено к пруду и аллее, ведущей на шоссе Кипень-Стрельна. А первоначально фабрика представляла собой двухэтажную постройку с полуподвалами. Боковые корпуса были одноэтажными. Так же как и фасад дворца, архитектурный облик фабрики решен достаточно просто, но выразительно – недаром с ним связано имя выдающегося петербургского зодчего Ю. М. Фельтена. Фасад здания украшен портиком с четырьмя пилястрами и невысоким фронтоном. Центр здания, к которому будто “сбегаются” все линии крыльев, подчёркнут двумя рустованными вставками по бокам портика. Особую выразительность придаёт силуэту здания высокая кровля с двумя клиновидными щипцами во всю длину. Всё сооружение в плане имеет вид каре.

На протяжении 1788-1816 гг. оно неоднократно перестраивалось и совершенствовалось. Внутреннюю планировку осуществил инженер Бехерш, предусмотревший, помимо многочисленных “цехов”, в которых на изготовлении высококачественной бумаги было занято 636 человек, несколько пышных кабинетов и даже зал для руководства фабрики и её хозяев. Последние владельцы фабрики – купец Печаткин, а вслед за ним Рейтер – насыщали производство новым оборудованием, стремясь в то же время к увеличению количества рабочих.

Хотя в Ропше существовала весьма разветвлённая система прудов, большого водоёма, который создавал бы необходимые для фабрики запасы воды и напор, не было. В связи с этим под руководством Энгельмана нижний пруд Ропшинского парка был превращён в фабричный водоём и построена плотина длиной 192 м с двумя шлюзами. Ниже плотины соорудили деревянное строение, поместив туда механизм для глажения бумаги.

В фабричный ансамбль входил целый ряд сооружений. Так, в 1816-1817 гг. были построены казармы для рабочих, в 1838 г. – ледник, в 1839 г. – белильня, кузница, склад и кладовые. Национализированная в 1917 г. фабрика продолжала выпускать бумагу, а в 1939 г. она была переоборудована под трикотажное предприятие. Сильно разрушенные немецко-фашистскими захватчиками здания фабрики были восстановлены к 1965 г. по проекту архитекторов Н. П. Старицкого, Серебровского, А. М. Терзибаняна. Они используются ныне Центральной экспериментальной станцией Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства, занимающейся разведением редких пород рыб.

Весьма интересна входящая в комплекс фабрики мельница на мельничном пруду. Она построена из плит известняка и представляет собой двухэтажный объём на цокольном этаже. В центре расположена камера для водяного колеса, а по обе стороны от неё – мельничные помещения. Водозабор находился на уровне второго этажа, а канал для сброса воды – у цоколя. Типично ропшинским сооружением воспринимается пруд, устроенный не в углублении, а выше уровня земли. Требуемый уровень воды поддерживался в нём четырёхметровой круговой дамбой, примыкающей к мельнице. Здание мельницы, к сожалению, сильно разрушено.

Вот мы и осмотрели здешние главнейшие достопримечательности. Более подробно с историей Ропши можно познакомиться в краеведческом музее Ропшинской школы. Музей был основан учителем географии Михаилом Андреевичем Смирновым, который более 50 лет занимался сбором исторического материала.

В современной Ропше практически не ведётся жилищное и хозяйственное строительство из-за отсутствия крупных предприятий. Здесь находятся: филиал районной больницы, средняя школа, детский сад, библиотека, несколько магазинов, АЗС, ПМК и Центральная экспериментальная станция Государственного Научно-исследовательского института Озерного и Рыбного Хозяйства “Ропша”. Местная власть средства в реставрацию дворца - главной жемчужины Ропши - вкладывать не собирается.

Недавно, однако, казалось, что история реставрации Ропшинской резиденции сдвинулась с мёртвой точки. Дворец – памятник федерального значения, и в федеральной программе на 2005 год на восстановление дворца было запланировано 3,5 миллиона рублей. Для сравнения напомним, что реконструкция Константиновского дворца в соседней Стрельне обошлась в 280 миллионов долларов. Так что Ропше могло хватить только на укрепление стен и расчистку развалин. Однако к январю 2006 г. никаких работ проведено не было.

Не хочется заканчивать экскурсию на печальной ноте. Ропша - это поистине идеальное место для отдыха и туризма. И целебные источники есть, а в озёрах, где сам Пётр приказал рыбу ловить, до сих пор живут форель и лосось. Поселок имеет надежное сообщение с Санкт-Петербургом и Петергофом. От метро «Проспект Ветеранов» на Ропшу отправляются два маршрутных такси и коммерческий автобус. Интервал движения – двадцать минут, время в пути - полчаса. Из Петергофа ходит социальный автобус. Будем надеяться, что нынешние власти, равнодушные к нашему национальному достоянию и к его воспитательной роли, оценят хотя бы перспективы туристического развития этой местности и начнут, наконец, восстановление исторических памятников, что позволит Ропше занять своё, по праву принадлежащее ей место в ожерелье «Серебряного кольца России».

Благодарю Вас за внимание, наша экскурсия закончена. До свидания.

1. Ропшинский дворец (Le palais de Ropcha)

2. Княжья Горка (Kniajia Gorka)

3. Рыбный питомник, место нахождения первого дворца (l’endroit où le palais se trouvait au temps jadis)

4. Танк “Т-34” (le char «T-34»)

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)