Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Декоративная композиция из риса

Мы совсем недавно построили большой красивый дом. Каждый член нашей большой дружной семьи старается украсить его. Папа и брат занимаются резьбой по дереву, сестра делает украшения из бисера, мама мастерит удивительные вещи из природного материала, бабушка вышивает башкирские узоры. Однако всех нас объединяет любовь к составлению декоративных композиций из риса. Мы всей семьей составляем замечательные картины для украшения дома.

Еще с дошкольного возраста я научилась работать с рисом. Свою комнату украшаю интересными поделками из риса. В работах я использую башкирский орнамент. В этом году я составила декоративную композицию из риса, используя узоры башкирского народа.

Первые навыки по работе с рисом я получила дома от мамы. Теперь эти навыки совершенствую на уроках технологии. Мои картины, сделанные из риса будут украшать интерьер моей комнаты. Также я хочу глубже познакомиться с декоративно-прикладным искусством башкир, довести до совершенства свои навыки и умения в работе с рисом, использовать основные приемы изготовления башкирского орнамента в своих работах.

Из истории риса. Виды риса.

Рис появился на планете примерно десять тысяч лет назад, когда великие ледники растаяли и оставили за собой огромные болотистые пространства там, где сейчас находится Индия, Таиланд и Китай. С тех пор рис стал одним из основных продуктов у трех четвертей жителей во всем мире.

Кроме всего рис считается подарком богов, символом плодородия и жизни. Недаром во многих средиземноморских странах существует традиция посыпания новобрачных рисом, желая им удачи и счастья.

Скорее всего, в западный мир рис привез Александр Великий после завоевания Индии. Археологические раскопки показали, что рис использовали в 630 г до нашей эры. Считается, что рис был одним из продуктов, которыми торговали на рынках пряностей в Александрии, хотя он был заметно дешевле, чем перец. Гиппократ заставлял олимпийцев есть рис до и после соревнований, готовя для них смесь, состоящую из разных круп, воды и меда.

Родиной риса закономерно считается Азия, а если быть более точным Таиланд и Вьетнам. В Европе рис прижился далеко не сразу - выращивать его не позволял климат. Мода на этот злак пришла сюда только после того, как юг Европы практически полностью вымер от эпидемии чумы. Так как заниматься разведением пшеницы после этого стало некому, огромные поля засадили тем самым "круглым" рисом, который не требовал к себе особого внимания и отличался высокой калорийностью. Чуть позже мода на "белые жемчужины" пришла в Северную и Центральную Европу – и за несколько лет рис стал одним из самых популярных продуктов. А в России рис появился сравнительно недавно - всего лишь несколько сотен лет назад. Его начали выращивать в Астрахани, Ростове и Краснодарском крае.

Следует отметить, что на вкусовые и ароматические качества риса оказывает влияние несколько факторов - качество воды, особенности почвы и климата. Однако, в первую очередь, рис отличается по способу обработки. Так, коричневый рис подвергается минимальной обработке, что  позволяет сохранить клетчатку и большую часть питательных веществ зерна. Белый рис получается в процессе шлифовки - с него снимаются все наружные оболочки, а зерна приобретают белоснежный цвет. Еще одну разновидность риса (он называется пропаренный) несколько раз обрабатывают паром, чтобы в его зерне сохранилось максимальное количество витаминов и минералов.

2Использование риса в современном искусстве.

В истории развития декоративно-прикладного искусства башкир не встречаются сведения об использовании риса. Однако, в последнее время очень многие творческие люди: художники, учителя используют различные крупы в аппликации. Например, в телевизионной передаче «Академия художеств» дети с удовольствием творят всевозможные панно, аппликации, картины из риса. Автор детских занимательных книг Г. И. Перевертень выпустил ряд брошюр, посвященных работе с крупами, ракушками, шишками, орехами, берестой, пухом, семенами. Особенно удачной оказалась книга, где описываются приемы работы с рисом. Темы рисунков можно выбрать разные: история, природа, сказочные герои, игрушки.

Я решила в своих работах использовать материалы о родном Башкортостане. Поэтому, декоративная композиция посвящена башкирскому орнаменту. Выбрала в качестве материала рис, потому что он удобен в работе и его можно купить в любом магазине.

Декоративно- прикладное искусство башкир.

Декоративно-прикладное искусство башкир охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения.

Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, ковроткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка, вышивка и аппликация – таковы наиболее характерные формы башкирского народного декоративно-прикладного искусства.

Истоки декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. По достоинству коня, по качеству и отделке оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному украшению боевого и охотничьего оружия и снаряжения придавалось большое значение. С большой тщательностью украшали бытовые предметы: шкатулки, подсвечники, футляры для курая, посохи, кухонные шкафчики, колыбели, корзины. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

В школе мы тоже обращаемся к этой теме. На уроках изобразительного искусства мы рисуем башкирский орнамент, на уроках труда готовим украшения, выполняем аппликации с помощью природного материала и круп, на уроках культуры Башкортостана изучаем историю и возникновение декоративно-прикладного искусства башкир.

Опыт прошлого прочно сочетается с современной жизнью. Сегодня с помощью компьютерных технологий можно моделировать разнообразные изделия, опираясь на знания старшего поколения. Для составления работ использовать не только нити, монеты, бисер, камни как делали наши бабушки, но и любой другой материал из нашей жизни: пластмассу, ракушки, перья, крупы. Главное, чтобы исторический опыт декоративно-прикладного искусства башкир не был забыт. Чтобы мы, используя вековой опыт прошлого, творили чудесные вещи для души. И тогда мы вырастим добрыми, чуткими, трудолюбивыми.

Особенности башкирского орнамента.

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент. В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор. В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, любо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т. е. яркий, многоцветный. Цветовое решение строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе. Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки. Он изображен даже на гербе Салаватского района.

Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяют шесть основных орнаментальных комплексов:

№ Орнаментальные комплексы Краткая характеристика Применение Примеры

1 Первый комплекс (древнейший). Включает простые геометрические При украшении изделий из фигуры. Основной принцип дерева, кожи, росписи и композиции – бордюры и розетки. иногда в вышивке и аппликации.

2 Второй комплекс. Составляет криволинейные узоры Встречается в вышивке, из различных спиралей, аппликации тканью, в рогообразных и сердцевидных оформлении обуви с фигур, бегущих волн. суконными голенищами.

3 Третий комплекс. Растительные узоры. В женской и мужской одежде.

4 Четвертый комплекс. Объединяет группу сложных Украшаются ковры, шаршау, узоров. Это восьмиконечные скатерти, концы звезды, ступенчатые ромбы или полотенец.

различные многогранники.

5 Пятый комплекс. В виде парных изображений птиц иДля женских налобных животных, разделенных повязок и аппликаций для растительным орнаментом. обуви.

6 Шестой комплекс. Включает в себя геометрические В орнаменте одежды и узоры, простые и сложные. предметов убранства жилища.

5. Технология изготовления картины из риса.

Выбор материалов.

Для изготовления картины из риса используются следующие виды материалов: готовый рисунок в цвете, лист плотной тонированной бумаги или матового картона, клей ПВА, тонкая игла, гуашь для окрашивания работы, кисточка, рис, карандаш, рамка.

Организация рабочего места.

Для выполнения данной работы необходим рабочий стол. Рабочее место должно быть хорошо освещено.

Правильная посадка во время работы:

- Голову слегка наклонить вперед.

- Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол.

- В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

- После окончания работы инструменты и приспособления убрать с рабочего места.

Во время работы с рисом необходимо соблюдать правила личной гигиены руки. На рабочем месте все инструменты и приспособления должны находиться в порядке, в нужном месте. Соблюдать правила техники безопасности при работе с иголкой, иголки нужно хранить в игольнице. Осторожно использовать клей, лак, после работы вымыть руки с мылом

Этапы и содержание работы.

1. Подбор рисунка.

Продумать тему рисунка. Обсудить представленные сюжеты, собрать дополнительную информацию, выбрать окончательный вариант.

2. Подготовка бумаги и риса.

Бумага должна быть плотная. Можно использовать матовый картон (глянцевый не подойдет, к нему плохо приклеивается крупа). Рис выбираем длиннозерный.

3. Подготовка рисунка к работе. Простым карандашом прикинуть месторасположение рисунка, рисунок можно нарисовать самому или использовать кальку для перевода

4. Приклеивание риса на бумагу.

а) Наносим клей на отдельный участок.

б) По одному с помощью иглы двигаем рис к участку, покрытый клеем.

в) Слегка прижимаем ладонями рис к рисунку.

5. Окрашивание риса. После того как клей высох, окрашиваем рис с помощью гуаши и ватной палочки.

Окрашивая готовую аппликацию из риса, краску наносить не мазками, а «тычком».

6. Лакирование работы. Покрыть работу сверху лаком.

Дать высохнуть.

6 Оформление готовой картины.

Вставить работу в рамку.

Ш Заключение.

1. Оценка качества работы и защита проекта.

Картина из риса получилась такой, какой я хотела. Теперь у меня появилась еще одна картина, сделанная своими руками. Я очень довольна, что смогла использовать в своей работе башкирский орнамент. Моя семья будет радоваться вместе со мной.

Работа с рисом требует от человека усидчивости, самостоятельности, трудолюбия. Вместе с этим надо иметь хорошую фантазию, стремление к творческим открытиям. С помощью маленькой крупинки можно узнавать историю своего народа, создавать восхитительные картины и радовать других людей.

В дальнейшем с этой работой и технологией ее создания я хочу познакомить моих одноклассников. Это можно сделать на уроках технологии, окружающего мира, культуры Башкортостана. Возможно, что им тоже захочется что-нибудь сделать из риса.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)