Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Биография Пушкина и Блока

В истории русской литературы очень много замечательных поэтов: М. Лермонтов, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет- этот ряд бесконечен. Их стихи любят, читают, восхищаются. Они по праву занимают достойное место в русской литературе. Но стихи Пушкина и Блока выделяются среди всех даже самых замечательных поэтов. Видимо, поэтому Пушкин начинает золотой век русской литературы, а Блок - серебряный. Стихи Пушкина среди современных ему поэтов отличаются простотой и искренностью. Пушкин как бы открыл дорогу для других, показал, как и что можно сказать поэтическим языком.

Стихи Блока отличаются мелодичностью, музыкальностью. Они звучат действительно, как серебряные колокольчики. Читая стихи Блока, наслаждаешься их звучанием, как самой изысканной музыкой. Я люблю их читать, когда мне грустно, на душе какая-то ностальгия, часто даже сама не знаю, о чем и почему. На душе становится легче, светлей что ли, появляется желание действовать, изменить что-то, сделать мир лучше, потому что от стихов Блока ты и сам хочешь сделаться лучше. Я люблю стихи Блока разные: и о любви, и о природе, и, так называемые, социальные. Некоторые стихи кажутся мне какими-то туманными, в них что-то есть очень знакомое, но оно ускользает, его никак не можешь поймать, и поэтому его стихи хочется читать и читать. Блок относился к школе символистов, а символисты считали себя проводниками на Землю «небесной красоты», поэтому особое значение придавали звучанию стихов. Блок не был первым символистом, но звучание отдельных стихов довёл до совершенства:

Очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу,

И веют древними поверьями

Её упругие шелка

И шляпа с траурными перьями

И в кольцах узкая река.

- это строки из стихотворения «Незнакомка». Их хочется повторять как заклинание.

Стихи Пушкина проще, стихи Блока- звучнее. Но роднит этих поэтов ещё и их сочувствие «маленьким», бедным людям.

Эта тема меня особенно привлекает в их творчестве.

С творчеством Пушкина мы знакомимся с самого раннего детства, а о Блоке многие до изучения в школе даже не слышали.

Я со стихами Блока давно знакома. Мне просто нравились его стихи, они напоминали журчание речки, их так хорошо было читать перед сном.

Но о самом Блоке я ничего не знала. В этом году я стала сёрьёзнее читать его стихи, и мне захотелось узнать, что он за человек, как складывалась его жизнь.

Поставив цель - узнать больше о любимом поэте. Я стала искать литературу о жизни Блока, отзывы о его творчестве, эти материалы и составили мой реферат.

Читая материалы о Блоке, я всё больше удивлялась. Меня привлекают его стихи, где он выражает сочувствие бедным людям. Я думала, что сочувствовать горю могут только те, кто сам всё это пережил.

А Блок вырос в хорошей, обеспеченной семье, получил блестящее образование, был любимец родных, друзей, но вот оказался человеком, не равнодушным к людскому горю, к бедности и ко всему тому, что не позволяет миру быть гармоничным. Это заставило меня задуматься о том, а какие мы, как мы относимся к окружающим. Блок стал для меня идеалом в отношении к окружающему миру. Поэтому жизнь поэта для меня стала еще интереснее.

Один из биографов Блока так начинает свое повествование: «В одну из пасмурных ночей ноября, а именно 16 ноября 1880 года, в старинном доме, принадлежавшем Петербургскому университету, старая женщина, когда-то тесно связанная с кругом ближайших друзей Пушкина (Карамзиным, Денисом Давыдовым, Вяземскиим), приняла на руки новорождённого младенца, названного позже Сашей, которому суждено было стать одним из последних величайших поэтов старой России и одним из начинателей новой, советской литературы. »

Родители Блока: отец - Александр Львович Блок, юрист и философ, профессор Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать - Александра Андреевна, детская писательница и переводчица, дочь видного учёного( ботаника ) и общественного деятеля Андрея Николаевича Бекетова, профессора и ректора Петербургского университета, и мужа Елизаветы Григорьевны Бекетовой, урожденной Карелиной - известной переводчицы.

Саша рос в очень хорошей обстановке. В их доме собирались многие знаменитые гости: когда - то Достоевский и Некрасов, многие другие известные писатели, художники, музыканты, артисты и учёные. Семья была высокообразованной, культурной и хлебосольной.

Блок родился в тревожное время: через несколько месяцев после его рождения, 1 марта 1881 года, народовольцы убивают Александра II. , через несколько лет раскроют заговор народовольцев. Несмотря на страшные репрессии АлександраIII - вешателя, в стране очень неспокойно.

Но ранние годы поэта - счастливые годы. В дневнике его бабушки Е. Г. Бекетовой после тревожных записей о покушении на царя сказано и о крошечном внуке: «Сашура становится главной радостью в жизни». В воспоминаниях его тётки Марии Андреевны признание: «С первых дней своего рождения Саша стал средоточеньем жизни семьи. В доме установился культ ребёнка». Саша рос в окружении бабушки, мамы, тёти и деда. Т. к. большая часть окружения была женской, то его одевали в женские платья и воспитывали, как девочку, и это отразилось на его характере. Блок вырос очень мягкий и скрытный, только на бумаге он мог выразить свои мысли и чувства.

Он рос правильно, был силён и крепок, но развивался очень медленно: поздно начал ходить, поздно заговорил. К полутора годам, когда снят был с него первый портрет на руках у матери, это был толстенький мальчик с бело-розовой кожей и очень светлыми волосами. К трём годам он до того похорошел, что останавливал на себе внимание прохожих на улице. Портрет пятилетнего Саши в кружевном воротнике, при всём своём сходстве, не может передать всей красоты цвета и переменчивого выражения его глаз. Саша был живой, неутомимо резвый, интересный, но очень трудный ребёнок: капризный, своевольный, с неистовыми желаниями и непреодолимыми антипатиями. Приучить его к чему-нибудь было трудно, отговорить или остановить почти невозможно. Мать прибегала к наказанию: сиди на этом стуле, пока не угомонишься. Но он продолжал кричать до тех пор, пока мать не спустит его со стула, не добившись никакого толка.

До трехлетнего возраста у Саши менялись няньки, все были неподходящие, но с трёх до семи за ним ходила одна и та же няня, Соня, после которой больше никого не нанимали. Кроткий, ясный и ровный характер няни Сони прекрасно действовал на Сашу. Она его не дёргала, не приставала к нему с наставлениями. Неиз- менно внимательная и терпеливая, она не раздражала его суетливой болтливостью. Он не слыхал от неё ни одной пошлости. Она с ним играла, читала ему вслух. Саша любил слушать пушкинские сказки, стихи Жуковского, Полонского, детские рассказы. «Степку-растрёпку» и «Говорящих животных» знал наизусть и повторял с забавными и милыми интонациями. Играл он всего охотнее в «кирпичики», в некрашеные деревянные чурочки, из которых дети обыкновенно складывают дома. Но они были у него конки и люди, кондуктора конок, лошадки. Это долго было любимой его игрой. В играх Саша являл безумную страстность и большую силу воображения. Иногда он увлекался одной какой-нибудь игрой по целым месяцам. Не нуждаясь в товарищах, изображал целые поля сражения и с воинственными, победными кликами носился по комнатам, поражая врагов. Играя в конку, представлял в одно время и конку, и лошадей, и кондуктора и мог играть так часами — примется за еду, а думает всё о том же. Его увлечения поглощали его целиком. Среди них, между прочим, — корабли. Он рисовал корабли во всех видах; одни корабли, без человеческих фигур, развешивал их по стенкам детской, дарил родным и т. д. Исключительное отношение к кораблям осталось на всю жизнь.

С поступлением няни Сони связана первая поездка за границу. Тогда было ему три года. «Поехали ради тепла и морского купания, лечить его, мать и меня. Взяли с собой бабушку и няню Соню,"—вспоминает Мария Андреевна. Сначала, за невозможностью попасть в заражённый холерой Неаполь, поселились в Триесте. Там провели месяца четыре. Купание в Триесте оказалось прекрасное. Саше нравились длинные поездки в открытой конке за город на морской пляж и само купание, которое он любил чрезвычайно.

Жизнь в этом скучном городе, лишённом всяких ресурсов, надоела взрослым, но Саше было там хорошо. Он играл в свои любимые «кирпичики», привезённые из России, а главное - много гулял с няней Соней. Восхищали его ослы, которых прогоняли каждое утро на базар мимо окон, а также пароходы и лодки с оранжевыми парусами, стоявшие возле набережной и мола.

В декабре переехали во Флоренцию. Там поселились в прекрасной вилле, на краю города.

Здесь иногда Саша играл с трёхлетним Джулиано, сыном хозяйки, но чаще уходил гулять. Они с няней ходили часами, и это его не утомляло. Друзей его возраста у него не было, но он не скучал. В общем, пребывание за границей длилось месяцев девять. За это время Саша ещё больше поздоровел, сильно вырос; к удивлению, заграничная поездка не оставила у него воспоминаний, хотя было ему тогда уже четыре года, но восприимчивость, в некоторых отношениях, развивалась у него туго. В день отъезда из Флоренции произошёл маленький случай. Всё утро, на глазах у Сашиной матери, вертелась София, семилетняя хозяйская дочка. Она держала в руках какую-то картину и старалась привлечь внимание матери Блока – Александры Андреевны. Когда ей это удалось, она протянула то, что было у нее в руках. Это оказалось так называемой «святой картиной»,— изображением Непорочной Девы. Сказав, что это для Alessandro, София убежала. Александра Андреевна сохранила картинку. Она всегда висела под стеклом над кроватью Alessandro.

А замкнутость и необщительность в характере маленького Саши проявились уже с раннего детства. Мать и тётка пытались нанять ему француженок для «светского» воспитания, но Саша так и не научился говорить по-французски, поскольку, как позже заметит М. А. Бекетова, Саша «уже и тогда почти не разговаривал по-русски».

По рассказам его тети создается впечатление, что в детстве Блок был противоречивой личностью. Но несмотря на замкнутость и мягкость, поэта, которую отмечают многие биографы, Саша был живой, неутомимо резвый, интересный и очень трудный ребёнок: капризный, своевольный, с неистовыми желаниями и непреодолимыми антипатиями.

Наружностью поэт походил на Блоков. Был похож на отца только телосложением и общим складом лица, но больше всего был похож на прадеда Льва Александровича, от него унаследовал длинное и острое лицо. От матери ему достались чёрные волосы, серо- зелёные глаза и некоторые черты лица: черные густые брови, бледное лицо и необыкновенно яркие губы.

А любовь к литературе привили ему родственники со стороны матери. В доме, где жил Блок, была замечательная библиотека, в которой он проводил очень много времени. В ней даже стоял диван для чтения, на котором когда-то спорили Некрасов и Достоевский.

Сам А. Блок начал писать очень рано. Первые его произведения, дошедшие до нас, датированы 1887- 88 гг. Саше было 7- 8 лет. Первые стихи были про животных. Животных любил он до страсти. Дворовые псы были его великими любимцами. Большую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, словом — всё живое. И это осталось на всю его жизнь. Саша семилетний сочинял стихи в таком роде:

Зая серый, зая милый,

Я тебя люблю.

Для тебя-то в огороде

Я капустку и коплю.

Жил на свете котик милый,

Постоянно был унылый,—

Отчего — никто не знал,

Котя это не сказал.

В 1889г. родители А. Блока развелись. И мать поэта вышла замуж вторично за военного по фамилии Пиоттух- Кублицкий, и соответственно им пришлось жить в казарме, но такой мягкий и обходительный маленький Саша не привык к такой жизни, где много шума, грязи и нецензурной речи, и ему было трудно адаптироваться в новых условиях.

В 1891 году, сдав экзамены, А. Блок поступил во второй класс Введенской гимназии, которую закончил в 1898г. Но в гимназии со своими одноклассниками он сходился трудно, даже к наиболее близким товарищам не испытывал особой привязанности.

Учась в гимназии, он посещал театр балета и драматический. Саша увлекался театром, играл на сцене, декламировал стихи.

Но несмотря на это, Саша не любил ни Петербург, ни гимназию.

Петербург для него - это гимназия, которая вызывала в нём только страшные воспоминания: «Я чувствовал себя, как петух, которому причертили клюв мелом к полу, и он так и остался в согнутом и не- подвижном положении, не смея поднять голову».

Петербург- это казённые квартиры, «место жительство», по которым его «таскал» отчим с матерью, поскольку, отчим был военным.

Домом для Блока стало небольшое имение Шахматово, которое в своё время купил его дед по совету друга, знаменитого химика Д. И. Менделеева. Это имение стало для Блока судьбоносным.

В первый раз будущего поэта, шестимесячного, сюда привезла мать. Здесь он жил каждое лето, а иногда с ранней весны до поздней осени.

Именно здесь он познакомился со своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, а она жила неподалеку от Шахматова, в селе Боблово, расположенном в нескольких верстах от Шахматова.

Саша любил Шахматово. С ранних лет начались бесконечные прогулки по окрестным лесам и полям. К семи годам Саша знал уже все окрестности, хорошо изучил места, где водились белые грибы, где было много земляники, где цвели незабудки и ландыши и т. д. Он особенно любил ходить за грибами, тем более, что, по свойственной ему необыкновенной зоркости, находил их там, где никто их не видел. Придя домой, он, захлёбываясь от восторга, рассказывал о своих находках всем, кто оставался дома и не участвовал в его торжестве.

В 1898 г. Блок оканчивает гимназию, 1 июня получает аттестат зрелости, 4-го он уже в Шахматове, с осени его ждёт университет.

А пока можно предаться праздной жизни. В Боблово его «почти спровадили» родные, и он на белой лошади отправился «с визитом».

Эту встречу Любовь Дмитриевна опишет через много лет так, будто все происходило вчера: жара, запах некошеных трав, топот верховой лошади. Она в своей комнатке на втором этаже.

За пышным кустом сирени ей не видно, кто это приехал и спрашивает: «Анну Ивановну»(мать).

С «Сашей Бекетовым» они когда-то встречались, давно-давно, да и мать ей уже не раз говорила.

Не забыв посмотреть на себя в зеркало и переодеться, сбегает вниз. Поначалу Блок совсем ей не нравился. Ей не нравилось отсутствие мундира (гимназического, студенческого или военного), не нравилось лицо актёрского вида, хотя сама она тоже мечтала о сцене. Их разговор пошёл о театре, о возможных спектаклях. От Блока у неё впечатление, близкое к тому, что сам он о себе скажет через 20 лет: «Я был франтом, говорил изрядные пошлости».

В описании его и её почти нет ничего общего. У неё - масса житейских подробностей биографии. У него - всадник, девушка на скамейке и мелькающее розовое платье и облетающий яблоневый цвет. Вот в таком романтическом ореоле он представлял их первую встречу. У неё - вехи биографии, у него- Судьба.

Это действительно была судьба. Она чувствует, что Блок окружает её «кольцом внимания», но боится «проговориться» даже взглядом: «Я смотрела всегда только внешне - светски, и при первой попытке встретить по- другому мой взгляд- он уклонял его». Ему кажется, что Людмила Дмитриевна холодна и равнодушна.

Но помимо обычного общения, было и театральное. В Боблове были поставлены некоторые отрывки из произведений, в том числе и шекспировский «Гамлет».

В 1903году Блок сделал Любови Дмитриевне предложение выйти за него замуж. Он получил согласие от родителей. Свадьбу назначили на 17 августа на одиннадцать часов. День свадьбы выдался дождливым, прояснилось только к вечеру. Опоздал букет, заказанный из Москвы, пришлось его составить дома. Венчание происходило в старой церкви неподалёку от Шахматова в селе Тараканово.

Им вместе предстояло прожить 6 лет. Это были вдохновенные и мучительные годы. За эти шесть лет Блоки успели съездить за границу, завести общих друзей. Но даже это не спасло их брак.

В 1908году они разошлись.

Но даже после этой разлуки они оставались хорошими друзьями: они приезжали к друг другу в гости, проводили много времени вместе, даже когда Блок болел и был при смерти, она ухаживала за ним: покупала ему самые дорогие лекарства, покупала самые вкусные вкусности, хотя в то время было очень трудно достать, какие- либо деликатесы.

«Любовь Дмитриевна была очень добрая и чуткая женщина»- говорила про неё мать Блока, Александра Андреевна, т. к. она ей помогала лечить Александра, нанимать лучших врачей Петербурга.

Последняя болезнь Блока длилась почти три года. Вообще, сейчас идёт очень много споров о болезни Блока - так точно не удаётся узнать, чем же на самом деле болел Блок.

Его болезнь выражалась главным образом в отдышке и в болях в области сердца при повышенной температуре. Больной был очень слаб, голос его изменился, он стал быстро худеть, взгляд его потускнел, дыхание было прерывистым, при малейшем волнении он начинал задыхаться.

Доктора включили на лечение весь свой арсенал по этой части, тогда лекарства достать было нелегко, но тут на помощь ему пришли друзья, их оказалось великое множество, в том числе и Любовь Дмитриевна. Со всех сторон ему высылали деньги, Любовь Дмитриевна отсылала их назад, сама же не жалела ничего.

По части еды у него было всё, что он пожелает: ветчину, жареных цыплят, свежую рыбу, икру и уху, и т. д. И это в такое трудное время! Только, по воспоминаниям тетки, он ел совсем мало, иногда проснётся, а аппетита у него совсем нет, только тянет на свежие ягоды.

Последние недели жизни поэт испытывал страшные мучения от удушья, томления, от боли во всём теле. Он совсем не мог лежать, и сидячая поза его утомляла. Дни он проводил часто в полудремоте, сидя на постели в подушках, ночью иногда просыпался несколько бодрее. Любовь Дмитриевна пользовалась этими моментами, чтобы приготовить ему какое-нибудь блюдо и давала ему поесть.

Но ни доктор, ни Любовь Дмитриевна не теряли надежду на выздоровление. За четыре дня до смерти сына мать, вызванная доктором, наконец, приехала в Петербург. Александр Александрович жестоко страдал до последней минуты. Скончался он в 10 часов утра в воскресенье 7 августа 1921 года - в присутствии матери и жены. Перед смертью ничего не говорил. В то время, когда его бездыханное тело опустилось на подушки, раздавались торжественные и отчётливые звуки благовеста, призывающего к обедне.

Первая панихида была в 5 часов вечера. Служил священник Благовещенской церкви отец Николай. Но еще раньше весть о смерти поэта разнеслась по Петербургу, и квартира начала заполняться народом.

Вскоре тело поэта было засыпано цветами. В то время, как тело лежало на столе, несколько художников сделали с него карандашные рисунки. Лучший из них - оказался матери Любови Дмитриевны Анны Ивановны Менделеевой.

Похороны были прекрасны во всех отношениях: торжественные, красивые и благовейные. Гроб, утопавший в цветах, несли всю дорогу до Смоленского кладбища литераторы, в их числе был Андрей Белый.

Александр Блок прожил всего сорок лет, но его жизнь вместила множество событий, была наполнена великим трудом. Поэтому он оставил заметный след в литературе и в сердцах людей. Я очень люблю стихи А. Блока. Одним из них является «Сусальный ангел».

История создания стихотворения А. Блока «Сусальный ангел» продолжительна и интересна. Первоначально текст первых четырёх строф «Сусального ангела» был записан Блоком в седьмой из десяти тетрадей, содержащий беловые автографы его стихотворений. Под ним стояла дата: «осень 1909- осень 1910». За неё следовала приписка: «Продож<ение> следует! И превращается не в Фальсифик<ацию> детск<ого>».

Эта надпись значила, что приступая к работе над “Сусальным ангелом”, Блок претендовал на создание детского стихотворения в духе жанровой зарисовки весёлого рождественского праздника в одной из благополучных столичных семей. И на этом празднике произошло одно событие: от тепла растопленной няней в детской комнате печки растаял сахарный ангел, но никто из «играющих детей» этого не заметил - лишь хозяйка дома, приготовившаяся, очевидно, раздавать подарки, обнаружила пропажу. Вот и вся история.

Но Блок в этом, на первый взгляд, «детском» стихотворении увидел не просто реальность.

Представьте такую картину: нарядная ёлка, весело играющие дети, словом, праздник, который одинаково дорог всем.

Но закрытые наглухо двери в празднично украшенный обрывают прекрасный миг. Что эти двери скрывают? За ними оказывается ангел в роли постоянного наблюдателя: «смотрит в щелку». Он вне праздника, где веселятся дети. Вне разукрашенной ёлки и веселья и няня, поддерживающая огонь в печке. Печка, символ домашнего уюта, призвана согреть не только тело, но и душу.

Она тоже здесь одна, тоже оторвана от детского веселья. Она старая, глухая, и ей теперь хочется только тепла да, по привычке, наверное, она беспокоится, чтобы не простыли дети. Вот и натапливает печку. Она не замечает ангела, не видит, что он тает – это для нее пустяки, игрушки. А ему жарко, а, может быть, обидно, что его все забыли. И тает он, может быть, не от тепла, а от обиды: рождественская елка, а он, ангел, смотрит на праздник только в щелку, забытый и никому не нужный. Такой красивый, разукрашенный, он должен принести радость детям, а о нем никто не вспоминает. Как это обидно!

Тает ангел, но никто этого не видит, каждый занят только собой.

Случайно об этом вспомнившая хозяйка дома напрасно ищет его.

Впрочем, поиск будет не долгим, вскоре и она забудет о нем совсем.

Тающий ангел- символ крушения чистой наивной мечты в вихре «житейской суеты». Это неизбежно, но и в неизбежности и кроется весь ужас, поэтому появляется строка: «Так! Погибайте! Что в вас толку?. »

Над осколками «поплачет втихомолку / Шалунья девочка душа»

Шалунья - значит резвая, весёлая, открытая. И, конечно же, душа, потому что есть живые человеческие чувства: боль, радость, переживания. Но жуткий холод бездушья коснётся её, она тоже будет такой, как все: ведь сказано, что поплачет «лишь раз».

Девочке тоже больно и холодно от равнодушия окружающих: никто ее не понимает, не сочувствует:

А няня старая оглохла,

Ворчит, не помнит ничего.

Все страдают от равнодушья друг друга, но не пытаются понять.

Хотя это стихотворение можно понять и по-другому.

Слово «сусальный» имеет и другое значение: нечто только правдоподобное, нереальное, лишь похожее на правду, очень непрочное, даже какое-то показное. Потому что прямое значение этого слова – относящийся к изготовлению разных металлов (золота, серебра, олова, меди), но металл в этих изделиях – только видимость. Поэтому сусальный ангел – символ чего-то непрочного, ненадежного и равнодушного:

Он немецкий.

Ему не больно и тепло, что лишний раз подчеркивает одиночество «девочки- души»: она-то верит в его красоту. Да и нам жалко ангела. И Блоку, наверное, жалко, т. к. он очень трогательно описывает, как тает ангел.

Заканчивая свой реферат, хочу сказать, что Блок не только остался моим любимым поэтом, но стал еще ближе. Из воспоминаний его тети Марии Андреевны, я узнала, каким был маленьким Саша Блок. Нам часто ставят в пример великих людей: вот они-то так, как ты, не делали. Тебе всегда страшно становится : ты такой плохой, из тебя ничего не выйдет. А я увидела, что Саша был очень даже нелегким ребенком, что его в детстве тоже наказывали и тоже бесполезно. Но вышел же из него такой замечательный поэт! Мне читать его столо еще интереснее.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)